Перейти к содержимому

Телесериал.com

Вспомогательная тема по Китаю

Полезная информация о традициях, личностях, местах. Дорамная и реальная историческая.
Последние сообщения

Сообщений в теме: 81
#1
DeJavu
DeJavu
  • Автор темы
  • Магистр
  • PipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участники
  • Регистрация: 23 Авг 2012, 20:39
  • Сообщений: 10083
  • Пол:
Давно назрела необходимость в подобной теме. По хорошему создать ее нужно было года два назад, но лучше поздно, чем никогда. Останавливало то, что она не совсем по теме форума. Но с другой стороны для тех кто хочет глубже погрузиться в понимание того, что смотрит, эта подборка информации может быть полезна. Надеюсь, тему не снесут)
 

#2
DeJavu
DeJavu
  • Автор темы
  • Магистр
  • PipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участники
  • Регистрация: 23 Авг 2012, 20:39
  • Сообщений: 10083
  • Пол:
Ну и как вариант просто потрындеть на определенную тему тоже сойдёт. Потрындеть я люблю)
В общем недавно понадобилась мне довольно специфичная информация по теме Китая. Слуги в Запретном городе и все, что с ними связано.
Наверное гуглить я не умею) путного ничего во всяком случае не нашла. Так, обрывки информации очень сомнительного происхождения в достоверности коих я не уверена. Ну что ж. Спросила AI что мне почитать на эту тему. Выкатили мне маленький списочек из трёх книг. Для начала)

Просмотр сообщения Цитата

For a detailed understanding of servant life in ancient China, you might find "The Story of the Stone" by Cao Xueqin, and "The Book of Lord Shang" by Shang Yang. Additionally, historical texts like "Records of the Grand Historian" by Sima Qian can provide valuable context. These will offer you a glimpse into the complex social structures and the subtleties of courtly life.

Полезла искать уже целенаправленно. Первый вариант меня безумно "порадовал" своей доступностью. Есть пять томов на Озоне, общей стоимостью около десяти тысяч, и все это великолепие на английском. Я решила, что не настолько хочу аутентичности.
Полезла искать второй вариант. Его вообще нет, нигде и ни в каком виде. Ну или я плохо ищу.
Я уже маленько приуныла. Но с третьим в списке меня ждал успех) Аж восемь томов! В шикарнейшем переводе. Ну и хоть и с танцем и бубнами, роскомпозор не дремлет, я все это скачала в свое полное владение. Вот кстати, объясните мне, кому я должна по идее платить за этот доступ к информации, не постесняюсь сказать общечеловеческой ценности, автор которого умер около двух тысяч лет назад?
В общем я начала приобщаться так сказать )))
Не знаю, насколько меня хватит, но даже если глав на пять, уже хорошо)
Пока я на предисловии. И что могу сказать. Я очень ровно, если не сказать скорее даже отрицательно отношусь ко всяким жизнеописаниям, биографиям и автобиографиям. И заинтересовать меня реально жившей личностью очень сложно.
Есть правда одно исключение. Антон Семёнович Макаренко. Вот этого человека я очень уважаю, прочитала практически все, что он написал, за исключением частично его переписки с Горьким.

И так вот Сыма Цянь, автор "Ши Цзи" похоже станет вторым исключением. Я даже не знаю как охарактеризовать масштаб этой личности.
Достаточно сказать наверное, что он собственно основоположник истории как науки. Во всяком случае в Китае. А его жизнь и судьба невероятно интересны и трагичны.

Сообщение отредактировал DeJavu: Понедельник, 18 ноября 2024, 22:08:43

 

#3
DeJavu
DeJavu
  • Автор темы
  • Магистр
  • PipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участники
  • Регистрация: 23 Авг 2012, 20:39
  • Сообщений: 10083
  • Пол:

Просмотр сообщения Цитата

Свое современное название “Исторические записки” (Ши цзи) труд Сыма Цяня получил уже после смерти автора; сам Сыма Цянь называл свое сочинение “Книгой Придворного историографа” (Тайшигун шу)


Просмотр сообщения Цитата

“Исторические записки” Сыма Цяня всеобщи в том смысле, что, во-первых, будучи написаны в конце II в. до н. э., они излагают историю Китая начиная с мифических времен и кончая периодом жизни автора, т. е. охватывают эпоху по меньшей мере в две тысячи лет; во-вторых, включают историю не только ханьцев, но и других народов, связанных с Китаем исторически и территориально.
“Исторические записки” состоят из 130 глав, содержащих более 500 тысяч иероглифов. Такого колоссального труда не знала не только историография, но и вообще наука того времени.
“Исторические записки” ознаменовали начало нового этапа в развитии китайской историографии.

Просмотр сообщения Цитата

Из “Автобиографии” Сыма Цяня известно, что в период правления чжоуского Сюань-вана (827-782 гг. до н. э.) один из далеких предков Сыма Цяня занимал должность историографа при дворе Чжоу. После его смерти эта должность передавалась по наследству на протяжении нескольких поколений, и весьма вероятно, что среди историков по фамилии Сыма, упоминаемых в надписях на бронзовых сосудах VIII- VII вв. до н. э., были и предки Сыма Цяня. В VII в. до н. э. предки Сыма Цяня покинули пределы Чжоу и переселились в царство Цзинь; пять столетий спустя прерванная традиция была возрождена Сыма Танем, отцом Сыма Цяня. Тань был широко образованным человеком. Он изучал астрологию и философию у известных ученых того времени, а его сочинение “Сущность шести философских школ” свидетельствует о том, что он не только превосходно знал классическую философию, но смог подняться до критического изложения основных ее направлений. В 140 г. до н. э. Сыма Тань был назначен на должность главного придворного историографа при дворе только что взошедшего на престол императора У-ди.

Просмотр сообщения Цитата

Одна из наиболее колоритных фигур в галерее правителей ханьской династии, император У-ди пришел к власти спустя 80 лет после первого объединения Китая и создания Цинь Ши-хуаном единой централизованной империи.
Ликвидация наследственных владений, укрепление центрального государственного, аппарата, успешная внешняя политика и значительное расширение территории государства - все это, вместе взятое, характеризовало “золотой век” У-ди. Ханьский Китай наряду с Римом и Парфией входит в число крупнейших держав мира. Введение должности придворного историографа было одним из многочисленных свидетельств специализации высших чиновников в государстве и детализации их функций. Сама по себе должность историографа располагалась невысоко на служебной лестнице: его содержание составляло лишь 600 даней зерна, в то время как чэнсян (первый советник) получал 2 тысячи даней; согласно придворному церемониалу чэнсян носил серебряную печать на синем шнурке, а главный историограф имел право лишь на бронзовую печать с черным шнурком и т. д. Но именно к историографу попадали теперь прежде всего документы, поступавшие с периферии в столицу. Помимо систематизации и хранения документов главный историограф выполнял целый ряд функций, связанных с астрологией и составлением календаря. В его обязанности входил также выбор дней для совершения религиозных церемоний и жертвоприношений.

Сообщение отредактировал DeJavu: Понедельник, 18 ноября 2024, 22:45:48

 

#4
DeJavu
DeJavu
  • Автор темы
  • Магистр
  • PipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участники
  • Регистрация: 23 Авг 2012, 20:39
  • Сообщений: 10083
  • Пол:

Просмотр сообщения Цитата

К сожалению, скупые строки автобиографии не дают нам никаких сведений о том, когда Сыма Цянь переселился в Чанъань. Мы видим его уже 25-летним юношей, отправляющимся в путешествие по стране - первое свое путешествие.
Сыма Цянь проехал не менее 3-4 тыс. км, его поездка могла продолжаться, как полагают, 3-4 года.

Просмотр сообщения Цитата

Вскоре после возвращения Сыма Цяня в столицу перед, ним открываются широкие возможности новых путешествий: он поступает на государственную службу в чине ланчжуна, что вводило его в число приближенных императора. Должность при дворе не накладывала на ланчжуна каких-либо постоянных обязанностей. Он должен был сопровождать императора как в столице, так и во всех его поездках, а также, в случае необходимости, ездить по поручению императора в дальние области страны, выполняя функции его доверенного лица. Так, в первом году под девизом юань-фэн (110 г. до н. э.) Сыма Цянь был послан во вновь присоединенные районы Ба и Шу (современная провинция Сычуань), населенные некитайскими народностями. Побывав в этих краях, Сыма Цянь смог лично ознакомиться с жизнью племен

Просмотр сообщения Цитата

120-110-е годы до н. э. были отмечены крупными успехами внешней политики У-ди. В 115 г. У-ди посылает Чжан Цяня к правителю юэчжи для заключения союза против сюнну, намереваясь окончательно покончить с ними. В 110 г. до н. э. 18-тысячная ханьская армия вышла за Великую китайскую стену и в районе Гуйсуя нанесла сюнну тяжелый удар. Затем она повернула обратно и направилась в Шаньдун, где на [22] священной горе Тайшань император решил совершить жертвоприношения небу и земле. Подготовку к церемонии возглавлял Сыма Тань. Однако когда армия, прибыла в Лоян, Придворный историограф внезапно заболел и не мог сопровождать У-ди дальше. В это время Сыма Цянь возвращался из поездки в Сычуань и собирался доложить о ее результатах императору. Прибыв в Лоян, Сыма Цянь нашел отца уже при смерти.
Сыма Тань завещал сыну продолжить дело, начатое им,- завершить труд по истории Китая. Сыма Цянь обещал отцу выполнить его волю.
По истечении трехлетнего траура он наследовал дело отца, заняв должность Главного историографа императорского двора. Должность обеспечивала Сыма Цяню исключительно благоприятные условия для работы: ему был разрешен доступ в императорские библиотеки, к сокровищам древней литературы. Он получил в свое распоряжение ценнейшие исторические материалы из секретных хранилищ.

Просмотр сообщения Цитата

Как и раньше, Сыма Цянь использует каждую возможность для поисков новых материалов. Продолжением первых путешествий Сыма Цяня по стране была поездка в составе императорской свиты на гору Тайшань и к морю (в год смерти Сыма Таня). Так Сыма Цянь во второй раз побывал в Шаньдуне. На обратном пути он проезжал мимо Великой китайской стены.
И после этого Сыма Цянь неоднократно покидал столицу. Он принимал участие в ирригационных работах на Хуанхэ; побывал на территории современных провинций Ганьсу, Шаньси, Хубэй.
В 104 г. до н. э. Сыма Цянь завершает работу по систематизации материала и приступает к написанию “Исторических записок”.

Сообщение отредактировал DeJavu: Понедельник, 18 ноября 2024, 23:14:43

 

#5
DeJavu
DeJavu
  • Автор темы
  • Магистр
  • PipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участники
  • Регистрация: 23 Авг 2012, 20:39
  • Сообщений: 10083
  • Пол:
Дошли собственно до события изменившего всю его жизнь. Второй день задаюсь вопросом, что послужило причиной происшедшего? Высокие моральные принципы Сыма Цяня или его наивность? По мне так скорее второе. Хотя в первом ему разумеется не откажешь. Человека так поступившего, можно только уважать, но мне интересно понять, понимал ли он какие будут последствия его поступка? Даже мне, человеку всего лишь посмотревшему несколько дорам, понятно было, что кончится все очень плохо. Мне было даже просто читать это страшно, а он один из всего двора не побоялся так поступить. Понимал ли он, что его ждёт? Разумеется его сломали. Больше он не смел выделяться из толпы.
Некоторые его высказывания уже сильно после всего этого наводят меня на мысль, что не понимал, не ожидал. Очень наивно если так. Но в смелости все равно ему не откажешь.

Сообщение отредактировал DeJavu: Понедельник, 18 ноября 2024, 23:42:07

 

#6
DeJavu
DeJavu
  • Автор темы
  • Магистр
  • PipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участники
  • Регистрация: 23 Авг 2012, 20:39
  • Сообщений: 10083
  • Пол:

Просмотр сообщения Цитата

Тем временем разыгрывались события, изменившие всю последующую жизнь историка. “Дело Ли Лина”, та роль, которую сыграл в нем Сыма Цянь, и его дальнейшая участь не были, конечно, лишь трагическим стечением обстоятельств.
Сама жизнь порождала противоречия, разрешить которые Сыма Цянь был не в силах. Постепенно он убеждался, что и “Сын неба” обладает недостатками смертных; он видел ничтожность сильных мира сего, пробравшихся к кормилу власти “подобно мухам на хвосте лошади”.
“Отец мой заслуг не имел, отмечаемых грамотой царской... История звездных фигур и звездных расчетов для календаря так близка ведь к разным гаданьям, заклятьям и прочему! Понятно, что с людьми такими лишь забавляется владыка-государь, содержит их он как актеров и веселых дев; они в презреньи даже у самых пошлых” 27. “Самые пошлые” - это окружение императора, его приближение, в среду которых попал историк. Но придворная атмосфера всегда оставалась чуждой ему. Недаром так часто говорит Сыма Цянь о “посредственностях, которым недоступно понимание высоких человеческих чувств”. Этот антагонизм и явился в конечном счете первопричиной трагедии.
В 99 г. один из китайских генералов, Ли Лин, был послан с небольшим отрядом против сюнну. Имея в своем распоряжении всего лишь 5 тысяч пеших воинов, Ли Лин все же сумел достичь ставки вождя сюнну - шаньюя. Ему удалось потеснить сюнну, но обещанное подкрепление не подходило, а тем временем вызванная шаньюем конница начала окружение отряда. Стрелы и провиант были на исходе; воины устали от непрерывных 10-дневных боев; число убитых и раненых непрерывно росло. Подкрепление так и не подошло. Несмотря на героическое сопротивление, отряд был частично уничтожен, частично пленен. В плен к сюнну попал и генерал Ли Лин.
Сначала Ли Лин посылал в столицу победные реляции, и высокие сановники ханьского двора наперебой поднимали чаши, поздравляя императора с успехом. Но вот через несколько дней пришло известие о поражении Ли Лина. Император, услыхав об этом, потерял аппетит и не выходил из своих покоев. Перепуганные сановники не знали, что предпринять. Сыма Цянь хорошо знал Ли Лина и не мог поэтому остаться в стороне от развертывающихся событий.
“Начну с того, что я с Ли Лином в одном и том же учрежденье пребывал. Мы никогда с ним не могли жить так, как полагается друзьям; у нас с ним были разные пути: что брал один, то отвергал другой. Мы никогда с ним вместе не держали у губ своих за чаркой чарку и никогда мы не сближались в той неизбывной радости друзей, что создается искренне и прямо. Но тем не менее его я наблюдал, и видел я, что этот человек - муж удивительный на редкость из тех, кто соблюдать себя умеют хорошо. Он родителям служил благоговейно; он был честен с теми, с кем служил; прикасался к деньгам, он был умерен; брал, давал всегда по совести своей. При разнице лет, положений он был донельзя уступчив. Он с низшими сдержанным был и вежливым очень. Он только о том и мечтал, чтобы ринуться в бой беззаветно и жизнь всю отдать за дело большое отчизны... И что же? Чины при дворе, за целость особы своей стоящие крепко и жизнь обеспечить жене и детям норовя, сейчас же его недостатки, как на дрожжах, раздули...”

Действительно, приближенные императора, напуганные тем, что гнев Сына неба может обратиться против них, поспешили очернить Ли Лина, обвиняя его в предательстве. Лишь Сыма Цянь нашел в себе силы, чтобы поступить так, как диктовала ему его совесть.
“И вот так однажды случилось, что был во дворец я вызван к допросу, и я в этом смысле построил всю речь о заслугах Ли Лина. Хотел я всем этим расширить как мог кругозор царя-государя, конец положить речам тех белками сверкающих злобно людей. Но выяснить все до конца мне так и не удалось” 29. Сыма Цянь был обвинен в намерении ввести императора в заблуждение и приговорен к позорному наказанию - кастрации.
С содроганием вспоминает историк время, проведенное в тюрьме.
“И вот я, представьте, сижу со связанными руками, ногами, с колодкой, веревкой на шее и с голою кожей, ничем не прикрытый, палками бьют меня, прутьями хлещут; я заперт средь стен, что повсюду вокруг”. В тюрьме завершился перелом, назревавший в сознании историка. Завещанные отцом “Исторические записки” отныне представлялись ему единственной возможностью высказать все, что накопилось у него на душе.


Сообщение отредактировал DeJavu: Понедельник, 18 ноября 2024, 23:39:22

 

#7
kuvshinka
kuvshinka
  • Заслуженный участник
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Участники
  • Регистрация: 23 Авг 2018, 17:06
  • Сообщений: 9948
  • Откуда: Барнаул
  • Пол:

Просмотр сообщенияDeJavu (Понедельник, 18 ноября 2024, 21:38:35) писал:

Достаточно сказать наверное, что он собственно основоположник истории как науки. Во всяком случае в Китае. А его жизнь и судьба невероятно интересны и трагичны.
Да, повезло Китаю иметь такого историка.
 

#8
kuvshinka
kuvshinka
  • Заслуженный участник
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Участники
  • Регистрация: 23 Авг 2018, 17:06
  • Сообщений: 9948
  • Откуда: Барнаул
  • Пол:

Просмотр сообщенияDeJavu (Понедельник, 18 ноября 2024, 23:23:32) писал:

Дошли собственно до события изменившего всю его жизнь. Второй день задаюсь вопросом, что послужило причиной происшедшего? Высокие моральные принципы Сыма Цяня или его наивность? По мне так скорее второе. Хотя в первом ему разумеется не откажешь. Человека так поступившего, можно только уважать, но мне интересно понять, понимал ли он какие будут последствия его поступка? Даже мне, человеку всего лишь посмотревшему несколько дорам, понятно было, что кончится все очень плохо. Мне было даже просто читать это страшно, а он один из всего двора не побоялся так поступить. Понимал ли он, что его ждёт? Разумеется его сломали. Больше он не смел выделяться из толпы.
Некоторые его высказывания уже сильно после всего этого наводят меня на мысль, что не понимал, не ожидал. Очень наивно если так. Но в смелости все равно ему не откажешь.
Ну он то дорам не смотрел, только то что видел своими глазами.
Врать сложнее чем говорить правду. Нужно иметь план лжи, продумывать последствия каждого слова, нести тяжесть оговора на своей совести. Ещё бы мотив какой-то бы на ложь, кроме спасения себя. Когда его просили говорить правду, он запросто мог не знать как отзовётся правда, как ложь. Не наивность, но отсутствие провидческих способностей. Его ведь подставили. Подставили потому что захотели подставить. Стал бы врать, поймали бы на лжи.

А правду говорить легко и приятно.
Вспомни в Журавлях, в других местах встречается - тот кто хочет доказать что не врёт, добровольно соглашается на пытки. Считается, наверное, что не до вранья в такой момент.
 

#9
kuvshinka
kuvshinka
  • Заслуженный участник
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Участники
  • Регистрация: 23 Авг 2018, 17:06
  • Сообщений: 9948
  • Откуда: Барнаул
  • Пол:

Просмотр сообщенияDeJavu (Понедельник, 18 ноября 2024, 21:38:35) писал:

роскомпозор не дремлет,
да уж(
Задумалась о "Поэме о Шаньян", поздно спохватилась! Выпилена.

Яньси, Красный манжет рукава, Песнь славы (эту я бросила на первой серии) ещё вроде есть, но выглядят подозрительно (в рекламе рядом с перекочевавшей на всякие иви Шанья.
Не тяни, если что.
 

#10
kuvshinka
kuvshinka
  • Заслуженный участник
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Участники
  • Регистрация: 23 Авг 2018, 17:06
  • Сообщений: 9948
  • Откуда: Барнаул
  • Пол:

Просмотр сообщенияDeJavu (Понедельник, 18 ноября 2024, 21:38:35) писал:

Антон Семёнович Макаренко. Вот этого человека я очень уважаю, прочитала практически все, что он написал, за исключением частично его переписки с Горьким.
Я слышала, недавно перевыпустили его "Педагогическую поэму", полную, с вырезанным в своё время цензурой.
 


0 посетителей читают эту тему: 0 участников и 0 гостей